четверг, 28 ноября 2013 г.

Minneapolis Institute of Arts vol. 1

Сегодня я расскажу о двух картинах, находящихся в Minneapolis Institute of Arts.

Начнём с картины Хонтхорста "Отречение апостола Петра".

Первое, что бросается красивые, детально прорисованные лица персонажей и, конечно же, свет. Реализмом картина не отличается, но разве за это мы любим живопись? Начать хотя бы с доспехов стражников: думаю, во времена Хонтхорста это смотрелось примерно как автобус в "Jesus Christ Superstar". Хотя он был далеко не единственным художником той поры, изображавшим библейские сюжеты "значительно осовремененными". А посмотрите на лица стражников - я бы охарактеризовал выражение их лиц как "дружелюбный интерес". Агрессия на полотне проявляется в указующем на Петра персте на переднем плане, и в руке, схватившей край его одеяния. Лицо самого Петра настолько прекрасно и глубоко, что сразу можно и не понять, что на картине он предаёт Иисуса.

Полотно выдаёт в авторе настоящего мастера света, в чём легко убедиться бегло проглядев другие его картины. Тут даже ничего говорить не хочется, смотри и наслаждайся. Первая ассоциация - рембрандтовское "Снятие с креста" в Эрмитаже - то же пламя на переднем плане, скрытое рукой. О ней мы ещё поговорим!

Из Вики узнаём, что он был учеником Караваджо и придворным худождником Вильгельма, принца Оранского. А кроме того, "за мастерство изображения ночных сцен при искусственном освещении получил у итальянцев прозвище «Ночной Герардо»". Из более подробного рассказа можно узнать, что Хонтхорст "оказал заметное влияни на Рембрандта" и подражал ван Дейку.


Следующий шедевр - "Искушение Христа" Тициана. Здесь изображено искушение голодом во время пребывания Христа в пустыне - дьявол в облике молодого юноши предлагает Иисусу обратить камень в хлеб.

"И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих".
Дьявол вглядывается в лицо Христа, пытаясь разглядеть в нём слабость. Иисус закрывается от камня рукой... а может быть, он кладёт руку на сердце, и это символ его веры? Взгляд его не останавливается ни на дьяволе, ни на камне, а устремлён вдаль; у него лицо человека, погруженного в собственные мысли.
Первая ассоциация - замечательный фильм Мартина Скорцезе "Последнее искушение Христа".
Бытует мнение, что кисти Тициана на этом полотне принадлежат только лица персонажей. Приглядимся к пропорциям руки Христа - кисть имеет приблизительно ту же длину, что и локтевая и плечевая части руки.
Яндекс.Метрика

1 комментарий:

  1. Мне кажется, я где-то слышала, что до определённого времени изображать библейских персонажей и окружающую их действительность похожими на современность было нормальным.

    ОтветитьУдалить