Картину хочется назвать говорящей, а героям дорисовать реплики, как в комиксах. Хотя и без них, в общем-то, всё понятно. Конечно, самый запоминащийся образ - это Адам, сваливающий вину на Еву и перенаправляющий ей упрёк Творца. Сама же Ева указует на змея-искусителя, виня во всём его. Композиция Бога, поддерживаемого ангелами позаимствована c фрески Микеланджело "Сотворения Адама" на потолке Сикстинской капеллы. За исключением положения руки и угла наклона, поза осталась практически без изменений. Полностью изменено лицо и фигуры ангелов. Двое на переднем плане такие симпатяги!
Поговорим о деталях. Тела прорисованы аккуратно и без каких-либо шуточек в стиле Рубенса. Я бы сказал, что правая нога Адама удалась живописцу значительно лучше левой - сравните ступни, колени. В соответствии с традициями той поры, райское дерево изображено фиговым, что не мешает яблокам успешно на нём произрастать. Лев и агнец, очевидно, символизируют пророчество о царстве Мессии. Из всех перечисленных животных именно эта парочка обычно присутствует на полотнах с библейским сюжетом. Барашек ещё не смекнул, что к чему, но лев уже взирает на происходящее c ужасом в глазах, как будто понимает, что скоро его потянет откушать его друга ягнёнка. Эти животные - не единственные на картине. В самом центре картины присутствует лошадь, замещающая менее возвышенную корову, пасущаяся на лугу вместе с медведицею (там же, на самом берегу реки).
"Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому".
"Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Господь".
Символ, который мне не удаётся разгадать - шар под Божьей рукой. Моё предположение - он может символизировать земной мир, в который Создатель планирует отослать за грех Адама и Еву. Но гипотеза так себе; как-то это не по-библейски - Землю круглой изображать.
Микеланджело, "Сотворение Адама", потолок Сикстинской капеллы.
P.P.S. А тем временем знающие люди подсказывают ещё одну интереную деталь. Посмотрите на цвета, которыми изображены тела персонажей. Самый тёплый, естественный цвет у Творца и ангелов, чуть бледнее Адам, Ева же изображена в мёртвенно-синих тонах. Мы видим, как в этот мир через Еву, а затем и Адама, вместе с первым грехом приходит смерть.
Комментариев нет:
Отправить комментарий